Поезда в Италии удобны. В них можно не только ехать из точки А в точку В. В них можно жить. Иногда настигают проводники. Предельно вежливо просят билеты, потом приседают в поклоне и растворяются. Чтобы через секунду пуститься в забег по вагонам, преследуя, чуть не написала братьев наших меньших, но на самом деле, цветных.
Ничего не имею против, конечно, тут можете добавить двадцать пять абзацев толерантности, но именно эти товарищи почему-то обитают ночью на вокзалах и норовят обчистить невинные души, ездят без билета и торгуют всевозможной хренью, преследуя несговорчивое население. Кстати, в этом году ассортимент пополнился: теперь втюхивают не только палки для селфи и сумки от Майкла Корса (это они еще у нас на Hullud päevad не были), но еще зонтики, деревянные паровозики и что-то-там-еще.
Значит, так. С Бергамо до Милана, оттуда, не покидая перронов, пересаживаемся на поезд до Пизы. Впереди четыре часа дороги. Можно спать, можно читать, можно смотреть в окно. Сон урывками в поезде – это забавно. Можно спать сидя, размахивая головой и постукивая отвисшей челюстью о ключицы. Можно спать, свалившись на соседнее кресло. Можно спать пять минут. Можно десять. В общем, вот так оно и пролетает. Время.
***
Италия из поезда – грустное зрелище. То, что на фотографиях кажется очаровательным и полным какого-то удивительного шарма, на деле оказывается ужасно обшарпанным и изуродованным бездарным граффити. Наскальные надписи тут везде. К сожалению, без фантазии и многоцветья. А вообще, та часть страны, которую увидели мы… в общем, она очень нуждается в ремонте.
За этими размышлениями подоспела Пиза – со всей ее достопримечательностью в виде падающей башни. Сдали чемоданы в камеру хранения (по пять евро за чемодан, я считаю, дорого, но они там делают деньги на всем, остается только смириться) и пошли… Пить. Просекко. В десять утра.
Это сильно украсило день и прогнало усталость. Городок, стоящий на реке Арно, показался очень уютным и милым – они там все уютные и милые. Черепичные крыши, узкие улочки, солнышко, тепло, толпы туристов (и братьев наших меньших с зонтиками и палками для селфи)…
Бесконечные сувениры – магнитики, открытки, шарфики, сумочки. Оно потом зверски приелось. А перчатки из итальянского бутика оказались сделанными в Китае)))) Я люблю тратить деньги. Но в этот раз тратить их было не на что. Привезла только одну вещь, про которую расскажу потом. И очень жалею, что не привезла вторую. О которой тоже расскажу потом.
И кругом кафешки, ойстерии, спагеттерии, пиццерии, бары, рестораны – ощущение, что они все едят. Вся Италия ест. Я вот прикидываю, сколько тонн спагетти съедается в Италии ежедневно? Гугл говорит, что ежегодно средний итальянец съедает около 26 кг пасты. А еще же туристы.. Земля должна была уже свернуть со своей орбиты от такого обжорства… Но вкусно. Чего уж там.
***
Башня действительно кренится, и даже сильнее, чем на картинках. Архитектура симпатичная, вокруг понатыкано церквей и баптистериев, все как надо. И все это – на Поле Чудес, именно так называется эта пизанская площадь. И туристы. Косяки, толпы, сонмы, орды. И все поддерживают эту несчастную башню в меру своих фантазий – ради фоток. (Поле чудес и страна дураков, простите меня, но я тоже была частью толпы, поэтому мне можно.) Общая истерия меня не затронула, зато на мужа повлияла самым неожиданным образом. Он решил, что обязательно надо внутрь башни. И наверх.
Если что – она выше, чем кажется на картинке. И лифтов в ней, по понятным причинам, нет (это вам не кампанила на площади Сан Марко). Наверх ведет чертова уйма отполированных миллионами подошв ступенек; они мало того, что продавлены, так еще и имеют неслабый крен в сторону предполагаемого падения башни. И подниматься по ним вовсе не легко и не весело.
Но я тогда этого еще не знала. Идем к кассам, там очередь, в очереди все как обычно: ноют дети, рюкзаками тычут друг другу в лица взрослые, все гогочут как гуси, кто-то прибывает кто-то убывает, но в общем и целом движемся не то чтобы быстро, но и не слишком медленно. Электронные табло над кассами показывают, сколько свободных мест осталось для групп на то или иное время.
Мы забираем последние два места на 15.00. А поезд у нас в 15.54. Надо успеть на башню, потом спуститься, дойти до вокзала, забрать барахло из камеры хранения, найти перрон и успеть на поезд на Флоренцию. Об этом я начинаю думать потом, потому что сейчас краем уха слышу, что кассир озвучивает странную сумму и разворачиваюсь, примерно как гадюка перед броском.
Тонким голосом переспрашиваю. 48 евро. СКОЛЬКО????? Подъем на башню стоит 18 евро с носа, плюс еще баптистерий, в который почему-то тоже надо. Дальше я пускаюсь в нецензурщину и еще метров пятьсот, пока в меня не залили новую порцию алкоголя, продолжаю костерить все подряд. (Если честно, я бы обошлась без башни. И даже не по жадности. Там реально нечего делать).
***
Дальше все туристичесое – ахи-охи, мне из всей Пизы больше всего понравилась скульптура поверженного ангела. Я пыталась найти какую-нибудь романтическую легенду, чтобы оправдать его присутствие на зеленой лужайке, но не нашла. Если найдете – пишите.
Поезд на 15.54. Флоренция. Я начинаю трезветь и прикидывать маршрут. По всему выходит, что на башню мы не успеваем. Или успеваем. Но галопом. Выбираем галоп. (Подъем на башню ограничен, никого не волнует, успеваешь ты на поезд или нет. Если ты в стаде на 15.00, то со стадом на 14.45 тебя не пустят. И точка.)
Стоим в очереди (в каждой очереди находятся идиоты, которые надеются проскочить раньше, в этот раз это мы) на 14.45. Особо не надеясь, но фиг его знает. Охранники (все сумки оставляются в камере хранения при музее) проверяют нас металлоискателями, там все сурово. Но при этом смотрят и билеты. «Ваше время на 15.00, ничем помочь не можем, ждите своей очереди», — нас отправляют на второй круг. Я не то чтобы нервничаю. Мне просто очень трудно подниматься по лестницам. А делать это на скорости вообще самоубийственно. Но ради 18 евро, оказывается, можно сделать многое и при этом выжить.
***
Очередная толпа, которой на 15.00. В 15.15 нам надо уже закончить с этой башней и устремиться на вокзал, желательно на предельной скорости. В 15.45 мы должны быть на перроне со всем барахлом. Я пока не слишком представляю, как это возможно. И подъем наверх очень напрягает.
14.55 – очередь не двигается. Охранники чешут языками и не спешат.
14.58 – все так же. Я понимаю, что двигаться придется еще быстрее.
15.00 – что за нах?
15.03 – по одному на контроль.
15.06 – понеслась.
…это оказалось труднее, чем думалось. Толпа японцев, которые застревают на каждом пролете. Их всех нужно успеть обогнуть. При этом рассчитать силы так, чтобы не задохнуться. Понять, в какой момент сбавить темп и выровнять ритм. Это никому не интересно. Наверх я приползла в состоянии «зачем?» Средневековья с такими пролетами мне и в Таллинне… Сколько угодно. И туристов столько же. И на узких проходах не разминуться. И не за 18 евро.
Но… Виды. Галочка. Понимание, что она в любой момент может свалиться, а я тут была.
Кстати, самое интересное в этой башне вовсе не наверху. Самым интересным там являются инженерные решения – то, как сейчас борются с тем, чтобы она не завалилась.
Конечно, жалко – ее же строили 176 лет. Внутри башни противовесы, фундамент укреплен дополнительно. Говорят, что еще на пару сотен лет этих мер хватит. И в принципе, вот только ради этого стоит заплатить эти деньги. Потому что ну ее… пусть стоит. (Кстати, чтобы нос не задирала — в Пизе есть еще две падающие башни, правда, не столь колоритные. И одну кампанилу я лично видела в Венеции у Моста вздохов. Бе-бе-бе).
***
Дальше был кошмар. Мы свалились с этой башни, поскакали за сумками, затем каким-то спортивным полугалопом на вокзал, там камера хранения и перрон. Я не очень помню, как это все осилилось. Зато успели на поезд. И следующая точка этого марафона – Флоренция.
***
Тут баптистерий, зря что ли платили????